Пространственные конструкции

Пространственные конструкции применялись в виде сводов, оболочек, в том числе куполов.

Сборные железобетонные конструкции вначале применялись в смешанных решениях, например сборные железобетонные колонны, поддерживающие металлические или деревянные несущие конструкции, железобетонные плиты покрытий, укладываемые по металлическим балкам или фермам, и т. п. При постройке здания Нижне-Свирской ГЭС (1931 г.) впервые в нашей стране были применены мощные сборные железобетонные конструкции (колонны, арки с затяжкой) с металлическими стыками.

Несмотря на значительные преимущества, сборные конструкции не сразу нашли широкое применение. Этому препятствовало отсутствие индустриальной базы для изготовления железобетонных элементов в заводских условиях.

Тридцатые годы характерны появлением и ряда других идей в области строительства. Исследовались вопросы применения легких заполнителей (А. А. Гвоздев, К. С. Завриев, Б. Г. Скрамтаев, М. Ф. Якубович и др.). Существенный вклад сделал Е. В. Костырко, предложивший новый искусственный легкий заполнитель - керамзит. Получило признание крупноблочное строительство.

Развитию теоретических и экспериментальных исследований в области строительной науки в нашей стране способствовало создание в 1927 г. Государственного института сооружений (ГИС), объединившего в себе все основные отрасли строительной науки. В 1932 г. ГИС был преобразован в Центральный научно-исследовательский институт промышленных сооружении (ЦНИПС), из которого позже выделился Научно-исследовательский институт бетона и железобетона (НИИЖБ), входящий в настоящее время в систему Госстроя СССР.

В части экспериментально-теоретических исследований наиболее крупной научной проблемой 30-х годов была проблема учета пластических деформаций в работе сооружений. Некоторые идеи в этом направлении были высказаны еще в 20-х годах проф. А. Ф. Лолейтом и затем разработаны в ЦНИПСе под руководством проф. А. А. Гвоздева. На основе этих разработок в 1934 г. была предложена новая методика расчета железобетонных конструкций по разрушающим усилиям, которая и была включена в нормы и технические условия проектирования железобетонных конструкций. Более полное свое развитие эта методика получила к 1955-1957 гг., когда в нормы проектирования были включены методы расчета железобетонных конструкций по предельным состояниям.

Во время Великой Отечественной войны задачи строительной науки сосредоточились на оборонном строительстве и строительстве заводов и предприятий, переведенных в восточные районы страны. Этот период характерен некоторым упрощением конструктивных форм и широким применением местных материалов. Все было направлено на экономию средств, рабочей силы, материалов. Эти черты в значительной мере оставались характерными и для первых послевоенных лет при восстановлении разрушенных и постройке новых зданий и сооружений.

R послевоенный период наибольшее распространение начали получать сборные, в том числе предварительно напряженные конструкции. Решающее значение для развития сборных конструкций имело Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 г. «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», в котором указывалось, что сборный железобетон является основным материалом, определяющим экономичность и темпы строительства.

Научные исследования и практические работы по выбору и внедрению индустриальных типов железобетонных конструкций велись в таких направлениях:

а) совершенствование арматуры - внедрение сталей повышенного качества, использование силовой калибровки арматуры, применение арматуры периодического профиля, сварных арматурных сеток и каркасов;

б) улучшение качества бетона - повышение его прочности, применение высокопрочных и легких бетонов;

в) совершенствование конструктивных форм, технологии изготовления и монтажа железобетонных конструкций.

Проектирование железобетонных конструкций в настоящее время характеризуется стремлением применять пространственные, в том числе тонкостенные, конструкции; внедрять предварительно напряженный железобетон как эффективное средство получения трещиностойких и экономичных конструкций; широко использовать сборность конструкций как средство индустриализации строительства; расширять использование легких бетонов с целью уменьшения собственного веса зданий.

Технический прогресс в области железобетонных конструкций обеспечивается совместной работой ученых, инженеров-проектировщиков, коллективов строительных организаций.

В развитии научно-исследовательских работ в области бетона, железобетона и железобетонных конструкций большой вклад внесли советские (О. Я. Берг, А. А. Гвоздев, В. М. Келдыщ В. В. Михайлов, В. И. Мурашев, П. Л. Пастернак, Б. Г. Скрамтаев, Я. В. Столяров и многие другие) и зарубежные (Э. Фрейссине, И. Гийон, Ф. Леонгард и др.) ученые. Особое значение для развития теории железобетона в нашей стране имели коллективы научно-исследовательских и учебных институтов, в которых работали ученые и научные работники над решением ряда сложных проблем.

Ведущими организациями в области разработки теории бетона и железобетона, экспериментальных исследований, разработки методов расчета, совершенствования бетона и арматуры, железобетонных конструкций и технологии их изготовления в промышленно-гражданском строительстве являются Научно-исследовательский институт бетона и железобетона (НИИЖБ) Госстроя СССР и Всесоюзный научно•исследовательский институт заводской технологии сборных железобетонных конструкций и изделий Министерства промышленности строите.1ьных материалов СССР (ВНИИ железобетон). Многое в этом направлении сделано другими научно-исследовательскими институтами (Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Тбилиси и др.), крупными проектными организациями (Промстройпроект и др.) афеллерами железобетонных и строительных конструкций вузов.

:: В бане все равны. Начальство моется в сауне.