Исследования

Проведенные экспериментальные исследования показали большие преимущества железобетона и послужили толчком к его дальнейшему распространению в разных областях строительства. Железобетон стали применять на строительных объектах Военного ведомства, Ведомства внутренних дел, а затем и Министерства путей сообщения (1898 г.).

На основании ряда проведенных исследований к началу ХХ столетия были выяснены и сформулированы некоторые общие положения, необходимые для создания практических методов расчета железобетонных конструкций. Эти положения в основном сводились К следующим:

а) бетон представляет собой неупругий материал, но при повторных нагрузках величины пластических деформаций уменьшаются и он ведет себя подобно упругому телу;

б) модуль упругости бетона является величиной переменной, зависящей от многих факторов;

в) механические характеристики и упругие свойства бетона зависят от многих причин, большинство которых практически невозможно учесть при проектировании.

Непостоянство характеристик бетона создавало большие трудности при разработке теории железобетона. Строительная механика оперировала в то время с упругими телами, а сопротивление упругих материалов было построено на предположении о постоянстве модуля упругости. Неупругие свойства и изменчивость физико-механических свойств бетона практически учитывать не удавалось. Несмотря на несовершенство теории расчета, применение железобетона в строительстве ряда стран, в том числе и в России, быстро расширялось. В 1902 и 1903 гг. в б. Екатеринодаре (Краснодар) и Железноводске были построены железобетонные водонапорные башни емкостью по 250 мз. В 1904 г. при консультации проф. Н. А. Белелюбского в г. Николаеве был построен железобетонный маяк высотой около 40 .М. Конструкция маяка была выбрана в виде полой расширяющейся к низу трубы с толщиной стенок от 100 мм вверху до 200 ММ внизу (рис. 7). При проектировании маяка рассматривались варианты металлических и кирпичных конструкций, но они уступали железобетонным по своим техническим и экономическим показателям.

К этому же времени относится начало применения железобетона в промышленном и гражданском строительстве. Так в 1905 г. в Петербурге было построено первое 4-этажное промышленное здание с железобетонным каркасом, в 1906 г. возведены железобетонные перекрытия в зданиях Политехнического института и др.

Повышение интереса к железобетону нашло отражение и в появлении технической литературы по этому вопросу. Первыми работами в этом направлении были книги Д. Ф. Жариниева железобетонные сооружения», 1893 г.; Н. А. Житкевича «Плоские железобетонные покрытия и их расчет», 1900 г.; А. Ф. Лолейта «Система Монье, ее применение, промышленное значение и вопросы, связанные с распространением железобетона», 1903 Г.; П. Кристофа «Железобетон и его применение» (в переводе с французского под ред. Г. П. Передерия), 1903 г. и др.

Однако развитие железобетона сдерживалось отсутствием единых норм и технических условий проектирования железобетонных конструкций. Первые нормы и технические условия на проектирование железобетонных конструкций появились в Германии и Швеции (1904 г.), затем во Франции (1906 г.). Первые технические условия для железобетонных сооружений в России были разработаны в порядке общественной инициативы в 1907 г. и утверждены в 1908 г.

Одновременно с разработкой методов расчета и конструирования совершенствовалась технология бетона, бетонных и железобетонных работ. Эти вопросы в России изучались в конце Х IX - начале ХХ столетия главным образом в трех механических лабораториях - Института инженеров путей сообщения (проф. Н. А. Белелюбский), Военно-инженерной Академии (проф. И. Г. Малюга) и Политехнического института (проф. С. И. Дружинин).

Русские инженеры еще в дореволюционный период внесли много нового в теорию развития железобетона и практику его применения. Н. М. Абрамовым, А. Ф. Лолеитом, В. П. Некрасовым были предложены способы косвенного армирования.

А. Ф. Лолейт в 1908 г. осуществил безбалочные железобетонные перекрытия. В строительстве жилых и общественных зданий уже в то время находили применение часторебристые железобетонные и армоцементные перекрытия.

Однако политика правящих классов царской России затрудняла работу многих русских талантливых инженеров. Строительство крупных промышленных и гражданских зданий и сооружений часто передавалось иностранным, преимущественно немецким и французским строительным фирмам.

После Великой Октябрьской социалистической революции в стране необходимо было решать сложные задачи по восстановлению разрушенного хозяйства и созданию материально-технической базы построения социализма. Для этого требовалось осуществить большую программу строительства, выполнение которой было связано с широким применением железобетонных конструкций.

Примером использования железобетона в больших объемах явилось строительство Волховской гидроэлектростанции (19211926 гг.), где были применены железобетонные кессоны под водосливную плотину и железобетонный каркас здания гидростанции. Железобетонные конструкции были основными при строительстве Днепрогэса (1927-1932 гг.), Свирской ГЭС (19281934 гг.) и др.

Двадцатые годы были периодом дальнейшего углубления теоретических исследований. В это время появились принципиально новые идеи методов расчета железобетона (А. Ф. Лолейт и др.), значительно опередившие зарубежные признанием важности•учета неупругих деформаций в работе материала и сооружений. Основным видом железобетонных несущих конструкций тогда были плоские каркасы в виде одноэтажных и многоэтажных ванн. В тридцатых годах появились новые формы железобетонных конструкций, которые развивались в двух основных направлениях - переход к nространственным конструкциям и применение сборного железобетона.

:: Оторвался от коллектива по служебным делам...