Развитие железобетонных конструкций

Большое значение для развития железобетонных конструкций имела предложенная в 1892 г. французским инженером Ф. Геннебиком система ребристых железобетонных конструкций (рис. 5).

Особенностью этой системы была замена металлических балок покрытий и перекрытий на железобетонные и создание, таким образом, монолитного железобетонного каркаса, в который входили плиты, балки, колонны, а иногда и монолитно связанные с колоннами фундаменты. Геннебик применил в железобетонных конструкциях бетон с крупным заполнителем. До этого все авторы предложений, кроме Куанье и Уилкинсона, предлагали использовать цементный или цементно-песчаный раствор.

Следует отметить, что в начальный период развития железобетона появились первые предложения о применении предварительно напряженных железобетонных конструкций.

При создании предварительных напряжений он имел в виду натягивать или нагревать арматуру. Подобные предложения были и в других странах.

Однако ни эти предложения, ни более поздние экспериментальные работы Фрейссине (Франция), Лунда (Норвегия), Кенена (Германия) не нашли широкого распространения, так как при относительно небольшой прочности арматурной стали натяжение арматуры не оказывало существенного влияния на улучшение условий работы бетона. Предварительное напряжение арматуры через небольшой промежуток времени исчезало вследствие потерь напряжений от ползучести, усадки бетона и других причин.

Практическое применение предварительно напряженных железобетонных конструкций оказалось возможным только в 30-х годах нашего столетия (Э. Фрейссине - Франция, В. В. Михайлов - СССР), когда было освоено производство сталей, допускающих осуществление предварительного натяжения арматуры до более высоких напряжений.

В Россию первые сведения о железобетоне и железобетонных конструкциях проникли вскоре после Парижской выставки 1855 г. К чести русских инженеров они сразу же правильно оценили возможности нового строительного материала. Однако претворить эти идеи в жизнь удалось только в 1879 г. при сооружении артиллерийского городка в Батуми (инж. д. Фаринцев).

В 1884-1887 ГГ. в Москве был осуществлен ряд железобетонных конструкций и сооружений: железобетонные перекрытия по металлическим балкам в городской прачечной; своды просветом в свету 3,55 и 4,26 м на ткацкой фабрике в Реутово; подземный резервуар с купольным перекрытием и др. В 1893 г. из железобетона были построены переходные мостики, бассейн и сводчатые конструкции ГУМа в Москве, а в 1896 г. - переходный мост пролетом 45 м на Нижегородской ярмарке. Одновременно с этим были поставлены опыты с разного вида железобетонными конструкциями, способствовавшие дальнейшему распространению железобетона и созданию теории железобетона.

В 18 6 г. на московских бойнях были проведены испытания ,под нагрузкой пяти сводов. Конструкции испытывались до разрушения. При проведении опытов исследовались вопросы деформации железобетонных элементов в сводах, изучалось влияние одностороннего загружения, отмечалось наличие и характер трещин.

Большой интерес вызвали опыты, проведенные в 1891 г. под руководством известного русского ученого проф. Н. А. Белелюбского (рис. 6). В присутствии представителей различных ведомств были испытаны железобетонные плиты, трубы, цилиндрический резервуар, мост и др. конструкции.

:: Входя в кабинет своего начальника, старайся не задеть носом порог.