Исторический очерк развития бетонных и железобетонных конструкций

Бетон, изготовленный на известковом вяжущем с применением гидравлических добавок, находил применение еще во времена древней культуры Китая, Египта, Рима. В XI-XIII вв. бетон применялся при возведении фундаментов и стен крепостных сооружений Руси.

С развитием капиталистических отношений в наиболее развитых странах Европы (начало XIX в.) значительно увеличились объемы промышленного, транспортного и гражданского строительства. Возросшая потребность в строительных материалах послужила толчком к поискам и созданию новых искусственных материалов, в том числе вяжущих.

В 1796 г. англичанин Д. Паркер путем обжига искусственной смеси из глины и извести получил романцемент, а в 1824 г. Аспдин (Англия) и в 1817-1825 г. Е. Г. Челиев (Россия) разработали технологию изготовления более совершенного вяжущего-портландцемента. Появление цемента способствовало широкому использованию бетона в строительстве, в частности при возведении стен, фундаментов, подпорных стенок, плотин, мостов, для изготовления бетонных камней и т. п. Возведение бетонных конструкций и сооружений явилось важнейшей предпосылкой к появлению и развитию железобетона.

Первые попытки соединения бетона с железом в конструкциях сводились К закладке в бетонные массивы металлических элементов (стержни, профильное железо) или к заполнению бето, ном пространства между металлическими балками в перекрытиях.

Характерно, что в обоих случаях вначале были предложены не строительные конструкции, а изделия из цементного раствора, армированного металлическими сетками подобно современному армоцементу.

В 1861 г. Куанье опубликовал брошюру, в которой подвел опыт своей десятилетней деятельности по применению бетонных и армированных конструкций при строительстве жилых домов, фабричных и других зданий. Куанье писал, что железные стержни, включенные в бетонные плиты, работают совместно с бетоном и увеличивают надежность перекрытий.

Такие же мысли высказаны в патентной заявке английского штукатура В. Уилкинсона в 1854 г. с той разницей, что он конкретнее указывал на необходимость размещения металлической арматуры у растянутой грани изгибаемых элементов.

В 70-х годах прошлого столетия подобные предложения были разработаны и другими авторами в различных странах (рис. 4).

Приведенные примеры свидетельствуют, что только к началу 60-х годов сложились правильные представления о работе нового строительного материала - железобетона. К этому времени был выдвинут еще ряд предложений по созданию железобетонных конструкций. Авторами этих предложений велась энергичная борьба за получение патентных привилегий в различных странах. В этой борьбе особую активность проявил Ж. Монье, в связи с чем ему долгое время приписывали приоритет единоличного создателя железобетона и железобетонных конструкций.

В 1880-1884 гг. патенты на железобетон были приобретены строительными фирмами, интерес к железобетонным конструкциям повысился, ряд фирм и государственных организаций занялись серьезным изучением свойств железобетона. В 1886 г. известная строительная фирма инж. Вайса (Германия) организовала под руководством проф. Баушингера испытание бетонных и железобетонных плит и сводов с целью определения их прочности, огнестойкости, сохранности арматуры в бетоне, величин сил сцепления арматуры с бетоном. В результате испытаний было установлено, что армированные плиты выдерживают в 5 раз большую нагрузку, чем одинаковые по размерам бетонные. В 1886 г. инж. Кенен (Германия) на основании проведенны~ ранее опытов предложил способ расчета железобетонных конструкций. Все это способствовало поднятию доверия к железобетону и конструкциям из него.

:: Шеф всегда прав; человеку же свойственно ошибаться.